Добро пожаловать на сайт села Ямады Янаульского района республики Башкортостан
Вторник, 19.03.2024, 11:59 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS Главная | история МТС | Мой профиль | Выход
ПОГОДА
МЕНЮ
ЧАТ
200
ОПРОС
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВХОД

В начале марта 1946 года верхом на лошади в деревню Ямады приехал БИКТИМЕРОВ Мулламухамат и начал организовать Ямадинскую МТС, начал принимать людей на работу. В весеннюю распутицу из Курдымской МТС, Татышлинской МТС, Янаульской МТС и Байгузинской МТС привезли гусеничные тракторы, потом в начале лета и колесные тракторы. Всего собралось 17 тракторов. Привезли также грузовые автомобили ЗИС-5, полуторки и бензовоз.

     Около деревни Ямады на горе Магази-тау были зерносклады. Эти зерносклады разобрали и из их материалов строили деревянный гараж. В настоящее время примерно на месте гаража Ямадинской МТС стоит молоко-сборный пункт. Строили отдельно кузницу, электроцех, электростанцию, пилораму и складские помещения. Из деревни Кызылъяр разобрали и привезли двухэтажное деревянное здание и построили контору МТС. Это здание стояло около нынешнего здания правления колхоза.

Окончилась победоносная Великая Отечественная война. Начали возвращаться в деревню демобилизованные фронтовики.

    В первую очередь принимали на работу танкистов и шоферов. Танкистов принимали на работу в качестве бригадиров тракторных бригад. Не имеющих специальности направляли на учебу в Аксеновское и Бирское сельские профтехучилища.

После завершения строительства гаража из завода привезли два старых токарных станка, сверлильный станок и расточный станок для расточки нижних головок шатунов двигателей после их заливки баабитом. Привезли также сварочный агрегат. На электростанции установили двигатель У-5 мощностью 40 л.с., который вращал генератор мощностью 36 кВт.

В МТС поступали также и сельскохозяйственные машины, комбайны. Привез и собрал сложную молотилку Хазиев Адгам и стал на ней работать. Сложная молотилка – это комбайн, только стоит на месте, а хлебную массу для обмолота подают вручную.

Летом 1946 года из деревни Старый Кудаш Янаульского района приехал новый директор – ФАЗЫЛОВ Фахрази Адыевич. Его привез на автомобиле ЗИС-5 шофер Галлямов Мухаматхан.

     Директору дали немецкий трофейный легковой автомобиль черного цвета, его шофером был Муртазин Харрас.

    В дальнейшем после поломки этой машины Фазылову дали 4-х местный легковой автомобиль марки ГАЗ с брезентовой крышкой.

   Дальше приводим неполные сведения о работавших директорами Ямадинской МТС:

1.С 15 марта 1946 года до осени 1946 года БИКТИМЕРОВ Мулламухамат.

2. С осени 1946 года 1957 года ФАЗЫЛОВ Фахрази Адыевич. Он окончил Аксеновский сельскохозяйственный техникум.

3. С 1957 года до 1958 года УРАЗАЕВ Марс. Он окончил сельскохозяйственную академию.

       

 

      От государственных заводов поступало В МТС тракторы, комбайны, автомобили и сельскохозяйственные машины. В зону обслуживания Ямадинской МТС входит близлежащие колхозы. По договору МТС выполняла полевые работы данных хозяйств. Тогда тракторы имели скорость 3-7 км/час мощность двигателя:

1. колесные У-2 – 18 л.с., СТЗ-ХТз – 32 л.с.,

2. гусеничные СТЗ-НАТИ 52 л.с.

в МТС были автомобили:

ЗИС—5 3-х тонный. Мощность двигателя 73 л.с.,

ГАЗ-АА 1,5-тонный полуторка. Мощность двигателя 50 л.с.

     Во время полевых работ ФАЗЫЛОВ Ф.А. объезжал механизаторов по полям. Механизаторы МТС получали более выокую зарплату по сравнению с колхозниками.

После окончаия весенних полевых работ на лугу среди кустарников, недалеко от Ямадинсой средней школы устраивались маевки.

    Ямадинское СельПО там организовало продажу продовольственных товаров. Продавала продавщица Ямадинского СельПО МУРТАЗИНА Хасина – жена Харраса. После окончания осенних полевых работ в конторе устраивался праздник. Туда могли идти и покушать все желающие работникиМТС и жители древни Ямады.

    В зимнее время рабочие МТС в основном занимались ремонтом техники. В гараже были разборочно-сборочный цех, моторный цех, токарный цех и нормировочная. В гараже было печное отопление, дополнительно ставили и «буржуйки». Каждый день после утренней планировки в конторе директор ФАЗЫЛОВ Фахрази Адыевич вместе со старшим механиком БОЙКО, заведующим МТМ МУСТАФИНЫМ М.Г. и другими специалистами делал обход механизаторов в гараже. Выявлял задержки в работе и принимл меры для их устранения. По пондельникам утром порторг в гараже проводил политинформацию.

     По выполнению плана ремонта тракторов, комбайнов и другой техники Ямадинская МТС занимала передовые места среди МТС Республики Башкортостан.

Во время ремонта техники очень широко занимались реставрацией деталей машин. Были мастерами своего дела кузнецы АЛЕТДИНОВ Фатих. Нигматуллин Калимулла. Токари ТАЛИПОВ Зыя, ТАЛИПОВ Муллаяр и другие.

     Токари работали в две смены. В кузнице в специальные формы даже отливали поршни двигателей, потом их точил на токарном станке ТАЛИПОВ Зыя. Изготовляли также и поршневые кольца, используя для этого старые чугунные поршни. При ремонте шатунов двигателей нижние их головки заливали баабитом. Потом их на рсточном станке точилШАЙХУТДИНОВ Тахир. Электрооборудование ремонтировал ШАРАПОВ Глимъян.

     Зимой автомобили не ездили. Так как дороги от снега не очищались. Ездили за запчастями в Янаул на тракторе с прицепленными санями. одевшись в тулупы. Позже на санях стали делать будку. Периодически работникам МТС привозили из Янаула по норме белую муку и другие продуты.

В зимнее время повоскресеньям Фазылов, Бойко. Мустафин и другие на лыжах выходили на охоту. Тогда зайцев было много, обычно без добычи не возвращались.

    В 1955 году начали строить типовой гараж, электростанцию, котельную, два восьмиквартирных дома, водонапорную башню и другие постройки для Ямадинской МТС.

    В МТС в большом количестве стала поступать новая техника: самоходные комбайны С-4. тиракторы ДТ-54, колесные тракторы – на резиновом ходу МТЗ-3, МТЗ-5, автомобили ГАЗ-51 и другие сельхозмашины. В марте 1958 года МТС перешла на новый гараж.

    В составе комиссии по приемке нового гаража были также:

1. УРАЗАЕВ Марс – директор Ямадинской МТС,

2. ЧАНЫШЕВ Рим - главный инженер,

3. ХУСНИЯРОВ Шарифхан - заведующий МТМ,

4. НУРТДИНОВ Ахнаф – парторг.

5. ШАКРИСЛАМОВ Галиаскар – комсорг.

После запуска электростанции подал ток в гараж, включив рубильник Шакрисламов Галиаскар.

     Согласно закона о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации колхозного строя и реорганизации МТС по приказу № 117 от 12 июня 1958 года Ямадинскую МТС реорганизовали в Ямадинское отделение Янаульской РТС (Ремонтно-техническая мастерская). Заведующим мастерской назначили ЧАНЫШЕВА Рима.

     Большинство механизаторов перешли на работу в колхозы. В гараже остались ремонтные рабочие. Оставшуюся от МТС технику продали колхозам.

    В большом количестве устаревшие прицепные комбайны, колесные тракторы и сельхозмашины остались непроданными и постепенно были разрезаны и отправлены на металлолом. Ямадинское отделение Янаульской РТС занималась ремонтом техники по заказу колхозов и других организаций.

    По приказу № 234/137 от 23 ноября 1959 года Ямадинское отделение РТС ликвидировали, а гараж передали колхозу «Большевик». Рабочие мастерской стали членами колхоза, а Чанышев Р. Уехал.

Председатель колхоза ГАРИПОВ Мазит назначал и снимал заведующих МТМ. Некотрое время заведующим МТМ колхозной мастерской работал и Мустафин Мирзаян.

14 февраля 1963 года мастерские передали Янаульскому отделению «Сельхозтехника», также и рабочие мастерской были переведены на работу туда.

     Приказом № 339 от 30 сентября 1963 года по «Башсельхозтехника» на базе ремонтной мастерской деревни Ямады было организовано Ямадинское отделение «СХТ» по капитальному ремонту автомобилей ГАЗ-51. Отделение «СХТ» было укомплектовано управляющим аппаратом, ремонтными рабочими и вспомогательными рабочими.

 

ЯМАДИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «СЕЛЬХОЗТЕХНИКА»

 

     В Ямадинском отделении «СХТ» работали:

ФАТИХОВ Риф Насимович – управляющий из д.Максимово.

МУЛЛАЯНОВ Раиф Муллаянович – главный инженер из д.Ямады,

МИННИГАЛИЕВ Галим Галиханович – заведующий МТМ из д.Четырман,

ГАФИУЛЛИН Равиль Миншаихович – сварщик-механик-контролер из д.Ямады,

     В бухгалтерии работали:

БАДЕРТДИНОВА Дания – главный бухгалтер,

СУЯРГУЛОВА Альфира – экономист,

ТАЛИПОВА Фания – скретарь-машинистка,

ГИЛЬМУЛЛИН Гафур –нормировщик,

ГАЙНАНОВ Камалетдин –нормировщик,

   В токарном цехе работали:

ЗАКИРОВ Винерил – токарь.

ЗАКИРОВ Сабит – токарь.

МУЛЛАЯРОВ Фарзим – токарь,

ТАЛИПОВ Зыя – шлифовщик блока цилиндров двигателя,

ШАРАФИСЛАМОВ Рагиб – токарь.

     В электроцехе работали:

АКБИРОВ Талгат – электрик,

ШАРАПОВ Глимъян – электрик.

В цехе по ремонту сиденья работали:

САФИУЛЛИН Рашит,

ШАЯХМЕТОВ Хази.

В кузнечном цехе работали:

НИГМАТУЛЛИН Калимулла,

ХАЙДАРШИН Фарит.

Инструментальщиком работал МУСТАФИН Мирзаян.

      В сварочном цехе работали:

ГАФИУЛЛИН Равиль.

САДЫКОВ Касим.

В цехе по ремонту рам работали:

ДАВЛЕТОВ Рафкат,

НУРТДИНОВ Шарифгали.

ХУСНИЯРОВ Ганави.

     В моторном цехе работали:

ТАЛИПОВ Зыя – бригадир,

АХКЯМОВ Адгам.

ВАЛИЕВ Фаузи,

ГАРЕЙШИН Аглям,

ГАЛИНУРОВ Ахнаф,

ШАЙДУЛЛИН Гиндулла,

ШАРАФИСЛАМОВ Аннас.

Жестянщиком, медником работал ШАЙХУТДИНОВ Тахир.

Регулировщиком топливной аппаратуры тракторов работал ГАЛИУЛЛИН Валинур.

       В кузовном цехе работали:

ГИНИЯТУЛЛИН Фаат.

ХАКИМОВ Бахти,

ШАЙДУЛЛИН Гиндулла.

ШАЯХМЕТОВ Анфир.

Шоферами работали:

БАДЕРТДИНОВ Бари – на ГАЗ-51,

ДАВЛЕТШИН Рамус - на ГАЗ-51,

ТИМЕРШИН Адип - на «Победа».

     В цехе по ремонту задних и передних мостов КПП работали:

ВАЛИЕВ Разиф,

МУГАВИН Азат.

    Заведующим складом работали:

МУЛЛАКАЕВ Сабит,

ШАКРИСЛАМОВ Галиаскар.

Мотористом электрической станции работал НАСЫРОВ Люрис. Охранники: ХУЗИНА Газима.

САИТГАЛИЕВА Зиганур.

АРСЛАНОВА Равия,

НИГМАТЗЯНОВА Банат, Миншария.

Разнорабочая САФИУЛЛИНА Дания.

    Ямадинское отделение «СХТ» капитально ремонтировало и выпускало за месяц 20-25 автомобилей ГАЗ-51. Также изготовляли и продавали, используя для этого негодные рамы и негодные задние мосты, одноосные тракторные прицепы. Также выполняли заказы по ремонту отдельных узлов автомобилей тракторов.

    «Отделение «Сельхозтехники» было оснащено необходимым оборудованием. В токарном цехе было три токарных станка, сверлильный станок, фрезерный станок, станок для расточки блока гильз цилиндров под размерные размеры и хонитовальный станок для шлифовки гильз после расточки. В моторном цехе был станок для притирки клапанов. Обкаточный стенд и другие приспособления. Рабочие под руководством управляющего ФАТИХОВА Р.Н. занимались внедрением в производство рационализаторских предложений.

    В отделении «Сельхозтхника» велась борьба против пьянства среди рабочих. Случаи пьянства регулярно обсуждались на заседаниях профсоюзного комитета и принимались меры.

Постепенно повышалось и качество ремонта автомобилей.

      Фазылов Ринат Фахразиевич – выпускник Ямадинской средней школы 1958 года. Окончил агрономический факультет Башсельхозинститута. Работал председателем колхоза «Парижская коммуна». Центр колхоза – д.Асавды Янаульского района.

     1 января 1968 года решением вышестоящих органов Ямадинское отделение «СХТ» было ликвидировано, а ремонтную мастерскую передали Автотранспортной конторе НГДУ «Краснохолмскнефть» объединения «Башнефть». Рабочие мастерской Приказом № 7 от 8 января 1968 года приняты на работу в Ямадинскую колонну АТК НГДУ «Краснохолмскнефть». Управляющему Фатихову Р.Н. предложили должность начальника колонны, но он не согласился. Уехал в Бурзянский район возглавить районное отделение «СХТ».

     Первым начальником Ямадинской колонны был КАМАЛЕТДИНОВ Рагиб из деревни Старый Алдар.

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПРАЗДНИКИ
Праздники России
НАШ БАННЕР
сайт села Ямады
КОД БАННЕРА






СПОРТ
  • ХК "Салават Юлаев"
  • ХК "Торос"
  • ЧЕМПИОНАТ.RU
  • SPORTBOX.RU
  • РАЗНОЕ
  • Официальный сайт администрации МР Янаульский район РБ
  • Народный сайт г.Янаул
  • Районная библиотека
  • государственные услуги
  • ALMAZ HALILOV © 2024

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz